Наш опрос

Какая у вас марка автомобиля?
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
  • Голоса: (0%)
Всего голосов:
Первый голос:
Последний голос:

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ФИЛЬТР

Главный редактор «АвтоГазеты» Сергей Федяев на днях взял интервью у Сергея Григорьевича Драгомирова - доктора технических наук, профессора кафедры двигателей Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г.Столетовых. Сергей Григорьевич работает в области исследования и совершенствования поршневых двигателей уже около 40 лет, является автором более 200 научных работ (статей, монографий, методических пособий), 32 патентов.

Сергей Федяев: Сергей Григорьевич, Вы знаете, что журналисты постоянно «охотятся» за новой информацией,  отслеживают значимые события. И вот я узнал, что под вашим руководством в нашем бывшем «политехе» разработан какой-то необычный фильтр для охлаждающей жидкости двигателей. Что это за фильтр? Общеизвестно, что в двигателях фильтруется воздух,  моторное масло,  топливо. А вот о фильтрации охлаждающей жидкости я не слышал…

 С.Д.:  Да,  действительно, это несколько необычная тема.  Не только рядовые автолюбители, но и многие опытные профессионалы не слышали о фильтрах охлаждающей жидкости. Признаюсь, мы и сами узнали о возможности фильтрации охлаждающей жидкости лет 10 назад. В то время мы совместно со специалистами ЗАО «ЭЛЕКТОН» (г. Радужный) создавали перспективный автомобильный термостат с электронным управлением. Такой термостат мы совместно успешно создали и испытали, защитили 3 патентами РФ. И вот, анализируя будущую эксплуатацию этого термостата, мы пришли к выводу, что охлаждающая жидкость при использовании такого термостата  не должна содержать значительных загрязнений, т.к. загрязнения могут привести к сбоям в его работе.

Стали интересоваться, можно ли фильтровать  охлаждающую жидкость?  Выяснилось, что за рубежом фильтры охлаждающей жидкости применяются с 60-х годов прошлого века на двигателях тяжелых грузовиков, промышленных и сельскохозяйственных тракторов,  строительно-дорожной техники и т.п.

 С.Ф.:  Значит, эта  тема не такая уж и новая. А чем же тогда отличается ваш фильтр?

 С.Д.:  Тема действительно не новая, потому что давно существует проблема загрязнения системы охлаждения автомобильных и тракторных двигателей.  И сегодня эта проблема только обостряется, т.к. у современного автомобиля в систему охлаждения входит уже до 5 различных радиаторов-теплообменников (включая и радиатор самого двигателя). А это значит, что вероятность загрязнения и последующих отказов системы охлаждения многократно возрастает.

В отличие от масляных фильтров, в фильтрах охлаждающей жидкости часто помещают специальные гранулы, состоящие из спрессованных химических веществ-присадок, улучшающих свойства антифриза. Такие гранулы медленно растворяются и позволяют поддерживать требуемое качество антифриза.

Наш же фильтр принципиально отличается от зарубежных конструкций. Во-первых, он полностью пропускает через себя весь поток охлаждающей жидкости, подаваемой насосом. Это хорошо, т.к. многократно повышается эффективность фильтрации. Во-вторых, он не требует специального посадочного места на двигателе для установки. Он может монтироваться, например, между двигателем и радиатором.  В-третьих, наш фильтр не имеет  собственно фильтрующего элемента, который применяется в зарубежных конструкциях. Поэтому наш фильтр принципиально не может засориться и перекрыть поток. Отсюда – предельная  простота фильтра, его высокая надежность, малая стоимость. Кроме этого, зарубежные аналоги предназначены для одноразового использования (после чего утилизируются), а наш фильтр – разборный, для многоразового использования. Его ресурс может быть равен ресурсу самого двигателя.

 С.Ф.: Заинтриговали Вы, наверное, не только меня, но и читателей. Это какой-то фокус получается – фильтрующего элемента нет, а жидкость фильтруется…  А можно  подробнее рассказать о конструкции фильтра? 

 С.Д.: Да нет, никаких фокусов здесь нет, просто знание физических законов. Мы в своем фильтре использовали несколько физических эффектов и благодаря этому добились его хорошей работы.

Задача перед нами стояла действительно непростая. Представьте, вам надо профильтровать поток жидкости при расходах от 10 до 120 литров в минуту, имеющей температуру  +80…+100º С, да еще и поток этот химически активный (антифриз). Но мы успешно решили эту сложную задачу.

О конструкции более подробно говорить не буду, т.к. мы сейчас патентуем все свои технические решения. В конце 2014 г. мы уже получили решение о выдаче патента, сейчас на рассмотрении находится еще несколько заявок. Тут просто целый блок новых технических решений.

 С.Ф.: Ну а теперь другой вопрос: какова эффективность вашего фильтра и где вы его испытывали?

 С.Д.:  Перед тем, как сделать опытный образец фильтра, мы смоделировали его работу на компьютере, провели расчет наиболее важных параметров и только после этого сделали чертежи и изготовили. Далее шла его проверка на эффективность на специальном  лабораторном стенде, имитирующем систему охлаждения двигателя. В эту систему мы искусственно вводили загрязнения (песок) определенных размеров (от 50 до 1500 микрон). Массу введенных загрязнений мы заранее фиксировали и после вскрытия фильтра  определяли, сколько же частиц по массе он задержал. Выяснили, что наш фильтр удерживает 92…99,5% загрязнений, введенных в поток (в зависимости от размера частичек). Это очень высокий и хороший результат.

Далее мы перенесли испытания фильтра в реальные условия эксплуатации автомобильной техники. По договоренности с Автандилом Арешовичем Бигановым, понимающим важность решения этой проблемы, мы установили свои фильтры на несколько автобусов в компании «БигАвтоТранс».  Через 30…40 тыс. км пробега каждого автобуса мы вскрывали свои фильтры и извлекали оттуда загрязнения. После этого фильтры промывались и опять ставились на место.

В процессе испытаний фильтров на автобусах мы убедились, что наши фильтры работают эффективно и позволяют очищать, а затем поддерживать чистоту системы охлаждения. Если мы поставим фильтр на новый двигатель, то он будет изначально поддерживать чистоту антифриза и системы  в целом, что резко снижает вероятность выхода ее из строя. Наши собственные, а также  зарубежные исследования показывают, что практически все проблемы системы охлаждения (заклинивание термостатов, выход из строя насосов, забивание каналов радиаторов и др.) вызваны наличием в охлаждающей жидкости загрязнений. Не будет загрязнений – не будет проблем!

 С.Ф.: Сергей Григорьевич, у меня следующий вопрос. Вот мы заливаем в двигатель чистый антифриз, а Вы  говорите о его сильном загрязнении. Откуда же берутся эти загрязнения? Ведь система охлаждения полностью закрытая.

 С.Д.: Есть несколько путей образования загрязнений. Во-первых, еще при производстве двигателя на моторном заводе в рубашке охлаждения двигателя могут оставаться частицы формовочного песка, металлическая стружка, окалина и др. При производстве двигатель, конечно, промывают, но, согласитесь, абсолютно все вымыть невозможно. Поэтому даже совершенно новый двигатель уже может содержать загрязнения в полостях рубашки охлаждения.

Далее, в процессе эксплуатации  в самой системе охлаждения могут естественным образом образовываться загрязнения. Я вам говорил о большом содержании частиц железа в антифризе. Так вот, эти мельчайшие частицы «вырываются» с поверхности металлических деталей двигателя в результате  процессов кавитационной эрозии. Кроме этого, в полостях системы охлаждения может происходить коррозия металла (особенно если в качестве охлаждающей жидкости используется вода). Элементы радиатора также разрушаются в процессе эксплуатации, и продукты такого разрушения попадают в антифриз. При низком качестве антифриза он может либо сам превращаться в желеобразные сгустки, либо разрушать металлические детали двигателя. Это еще один путь формирования загрязнений.

Ну и, наконец, третий путь образования загрязнений – привнесение их в систему извне в процессе эксплуатации. Это может быть песок, который попадает в систему при заливке антифриза из грязной емкости, это могут быть частицы силиконового герметика, который используют для уплотнения узлов при монтаже. Сюда же можно отнести различные препараты для устранения течей радиаторов – они тоже загрязняют антифриз, хотя при этом и ликвидируют течи. Количество всех этих загрязнений практически полностью определяется культурой эксплуатации автомобильной техники. А  на сегодняшний день в России ее еще трудно назвать высокой.

Таким образом, абсолютной чистоты системы охлаждения добиться принципиально невозможно! Даже если вы заливаете чистый по виду антифриз…

 С.Ф.: Каковы у Вас планы по освоению производства фильтра?

 С.Д.: Вы знаете, первые образцы фильтра мы делали из алюминиевого сплава путем сварки его отдельных элементов. Сейчас у нас есть уже пластиковый образец фильтра, который является прототипом того изделия, которое будет выпускаться серийно. Сейчас мы заняты подготовкой производства своего фильтра и в ближайшее время рассчитываем увидеть первые серийные образцы.

 С.Ф.: Вы  говорили, что этот фильтр можно установить практически на любой  двигатель. Это так?

 С.Д.: Да, это так, при одном условии – если диаметр входного и выходного патрубков фильтра будет совпадать с диаметром патрубков системы охлаждения конкретного  автомобиля, автобуса, трактора.

 С.Ф.: А на какого потребителя Вы ориентируетесь сегодня?

 С.Д.: Мы приняли в качестве первоочередной задачи установку таких фильтров на автобусы. Дело в том, что у автобусов очень большая и развитая система охлаждения (включая и контур отопления салона). Чтобы заправить систему охлаждения автобуса, надо 50…60 литров антифриза. Представляете, сколько там может быть загрязнений? Вот поэтому мы и решили начать с автобусов.

Ну а дальше планируем разработку и производство модификаций фильтров для легковых автомобилей, тракторов, строительно-дорожных машин, армейской техники и др.  Объем рынка здесь просто безграничен!

 С.Ф.: Сергей Григорьевич, как у Вас организована работа? Финансируется ли эта разработка?

 С.Д.: Конечно же, такую огромную работу сделать одному человеку абсолютно нереально. Поэтому у нас подобрался отличный коллектив специалистов-энтузиастов, которые работают как единое целое. Я считаю, что у нас в коллективе идеальное сочетание опыта, энергии молодости и творческого потенциала. Этой работой увлеченно заняты два моих очень способных аспиранта – Павел Эйдель и Антон Гамаюнов. Кроме этого работает студент-дипломник – Николай Селиванов. Он грамотный специалист и  просто обязан в этом году стать аспирантом для продолжения работы. Есть и зрелые специалисты  уже с хорошим опытом – это кандидаты технических наук Михаил Драгомиров и Сергей Журавлев.  Ну и при необходимости решения каких-либо задач мы привлекаем к работе самых различных специалистов – по литью и конструированию пластмассовых изделий, по химическому анализу материалов, по сварке и т.п. 

Источник финансирования работы у нас пока один – мы в 2014 г. выиграли грант (аспирант  П.Эйдель)  на конкурсе программы У.М.Н.И.К  Владимирского региона.  Это очень интересный конкурс – демократичный, с высокими критериями оценки,  реально учитывающий практическую направленность и научную значимость проекта.  Благодаря этому гранту мы смогли провести все эти работы по нашему инновационному фильтру.  Иначе, возможно, наши идеи так бы и остались, как говорится,  «на бумаге».

В 2014 г. наш фильтр экспонировался в Москве на Всероссийской выставке «Научно-техническое творчество молодежи» (НТТМ-2014) и по ее результатам получил золотую медаль.

 С.Ф.: Последний вопрос. Как Вы  оцениваете перспективы  созданного фильтра охлаждающей жидкости?

 С.Д.:  Нам удалось успешно решить довольно сложную техническую проблему простыми средствами. Наши решения явно лучше, проще и дешевле зарубежных аналогов. Кстати, из-за низкой эффективности зарубежных фильтров они и не получили широкого применения. Мы же создали абсолютно новый  автокомпонент на автомобильном рынке – высокоэффективный фильтр охлаждающей жидкости. Я и мои коллеги глубоко убеждены в том, что в ближайшее десятилетие этот фильтр получит широкое распространение не только в автомобильной и тракторной технике, но и на армейских двигателях, в строительно-дорожных и лесотехнических машинах,  в судовых и тепловозных двигателях и т.п.  Сфер применения этого фильтра великое множество, поскольку его применение избавляет от проблем загрязнения систем охлаждения поршневых двигателей.

 С.Ф.: Это получается, что фильтр охлаждающей жидкости может прийти в мировую автоиндустрию  из Владимира?

 С.Д.: Мы были бы рады, если бы это получилось. Очень на это надеемся и работаем для этого.

 С.Ф.: Спасибо Вам за это интересное интервью. Будем следить за вашими успехами.

 С.Д.: И вам спасибо за понимание и интерес к  нашей работе! 

0 Плохо0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

При использовании материалов портала agv33.ru гиперссылка на ресурс обязательна

Контакты

600017, г.Владимир, ул.Зеленная 1а, офис 3.04
телефон: (4922) 470-777
e-mail: autogazeta33@mail.ru,reklama@agv33.ru 
Свидетельство о регистрации СМИ - ПИ №ТУ33-00163 от 8 декабря 2011 года
Выдано Управлением Федеральной  службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций Владимирской области
Яндекс.Метрика